Поиск по сайту

Внутригородское муниципальное образование
города федерального значения Санкт-Петербурга
муниципальный округ Северный

Финны

23.06.2017

Финны
Сохранение культуры и языков народов, проживающих в МО МО Северный
Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт-
Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным
народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.
_____________________________________________________________________________________________________________________
Финно-угры - этноязыковая общность народов, насчитывающая около 25 миллионов человек. Принадлежат к одной языковой группе
уральской семьи языков. Самым многочисленным народом финно-угорского мира являются венгры (15 млн чел.), финны (4,6 млн чел.), эстонцы
(около 1 млн).
border=0
В России проживает тринадцать финно-угорских народов. К ним относятся карелы, коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, эрзя, мокша,
удмурты, финны, а также бесермяне, вепсы, ижора, водь, манси, саамы, ханты. Придерживаются различных религий, в том числе и древних
народных верований. Финно-угров объединяет общая материальная и духовная культура. Они живут в гармонии с природой, с окружающим их
миром и с соседними народами. Многие русские сказки, былины и легенды были записаны этнографами в районах проживания карел, вепсов и
потомков финно-угорских народов в Архангельской губернии. Беломорские карелы и финны сохранили для истории «Калевалу».
Несколько лет назад записан и восстановлен уникальный эпос эрзянского народа «Масторава». С 1992г. в Петербурге работает
Ассоциация финно-угроведов. Она призвана содействовать в организации исследований и исследовательских программ, направленных на
изучение истории, культуры, межэтнических отношений, экономики, экологии Северо-Западного региона России, в котором проживают финно-
угры.
Вместе с представителями вепсов, ингерманландских финнов, ижоры и води разрабатывается областная целевая программа по
поддержке культурной и национальной самобытности финно-угорских народов, проживающих в Ленинградской области. Совместно с Домом
национальностей финно-угорская община проводит различные национальные праздники и мероприятия.
--

Финны
border=0
Финны довольно рано появились на исторической арене. Задолго до нашей эры в некоторой части лесной полосы Восточной Европы
обитали финноугорские племена. Племена селились в основном по берегам крупных рек. Редкая заселенность лесной полосы Восточной Европы,
ее равнинный характер, обилие мощных рек благоприятствовали передвижению населения.
Большую роль играли промысловые (охотничьи, рыболовные и др.) сезонные поездки, покрывавшие тысячекилометровые расстояния,
поэтому не удивительно, что древняя финноугорская речь была очень сходна на больших расстояниях. Многие группы принимали
финноугорскую речь взамен какой-либо иной, особенно если эти группы имели особый хозяйственный уклад. Таковы, например, предки саамов
(лопарей), оленеводов-кочевников. У таких групп финноугорская речь обзаводилась исключительными особенностями. К I тыс. до н.э. произошло
стягивание части финноугорского населения к берегам Балтийского моря, между Финским и Рижским заливами. Проживание на одной и той же
территории, выравнивало речь и противопоставляло ее речи внутренних частей Восточной Европы. Вырабатывалась особая разновидность
финноугорской речи – древняя прибалтийско-финская речь, которая стала противостоять другим разновидностям финноугорской речи –
саамской, мордовской, марийской, пермской (коми-удмуртской), угорской (мансийско-хантыйской-мадьярской).
Историковеды выделяют четыре основных племени, которые повлияли на становление финской народности. Это Suomi, Hame, Vepsa,
Vatja.
Финны (суомалайсет) - основное население Финляндии, представители которого также проживают и в других странах, в том числе и в
России: Мурманской, Архангельской и Ленинградской областях, Карелии и Санкт-Петербурге.
Язык финский. Верующие - протестанты (лютеране). В 1703 году, когда началось строительство Санкт-Петербурга, жителями его стали
и финны, поскольку город вобрал в себя множество ингерманландских деревень.
В XIX веке в Петербурге учились, служили и творили многие выходцы из Финляндии: академики Петербургской академии искусств А.
Эдельфельт и В. Холмстрём, исследователь Сибири Э. Лаксманн, генерал К. Маннергейм, адмирал О. фон Крэмер, последний военный комендант
Кронштадта адмирал Р. Вирен и многие другие (по сведениям некоторых исследователей финские корни есть в родословной владевшего финским
языком генералиссимуса Суворова).
К 1910 году финское население Петербурга составляло более 20 тыс. человек. Они сохраняли свой язык, культуру, бытовые традиции,
имели собственные общественные организации, школы и печать на родном языке, свою церковь. Исповедовали лютеранство, меньшинство -
православие.
С 1989 года в городе действует общество «Ингерманландский союз» («Инкерин лиитто»), занимающееся возрождением культуры
ингерманландских финнов. В 1998 году была создана городская национально-культурная автономия финнов инкери. В Санкт-Петербурге в
настоящее время действуют и другие общественные организации финнов и ижор.
--

Кто такие ингерманландские финны
border=0
Юханнус в Туутари, начало 90-х. Фото из архива Т. Шадруновой
Ингерманландские финны (inkerinsuomalaiset) – народ прибалтийско-финской языковой группы, сформировавшийся на части территории
нынешней Ленинградской области, в исторической Ингерманландии в XIX веке. Их предки переселялись сюда из Финляндии, главным образом,
во времена шведского владычества в XVII веке.
С начала XVIII века финны-ингерманландцы являлись подданными Российской империи, а позднее – гражданами СССР. В ближайших
пригородах Петербурга финны составляли большинство сельского населения. Численность финнов здесь максимально достигала 140 тысяч
человек (1920-е годы), их объединяли свыше 30 лютеранских приходов. Близость городских рынков объясняла относительную зажиточность
ингерманландских крестьян.
В XX веке репрессивная политика советского государства и трагедия II Мировой войны привели к уменьшению численности
ингерманландских финнов в несколько раз и их рассеянию по всему СССР (особенно, районы Севера, Сибири, Карелии, Узбекистана,
Таджикистана, Эстонии) и другим странам. Сегодня из примерно 60 тысяч ингерманландских финнов 25 тысяч проживают в Финляндии, 20
тысяч – в России (главным образом, в исторической Ингерманландии и Карелии), около 9 тысяч – в Эстонии, существует также небольшая
диаспора в Швеции — главным образом, из беженцев 30-40-х годов. Прежде все ингерманландские финны говорили на финском языке и
традиционно исповедовали лютеранство.
Восточная часть Ингерманландии от реки Сестра до среднего течения реки Оредеж в XII—XVIII веках называлась Ижорская земля (под
Ижорской землёй в XVII веке также могла подразумеваться вся Ингерманландия), западная часть от устья Невы (от устья реки Стрелка) и
Оредежа до реки Нарва — Вотская земля.
В 1706 году эти земли вошли в состав обширной Ингерманландской губернии, в 1711 году преобразованной в Санкт-Петербургскую
губернию. В 1803 — 1926 годах земли Ингерманландии находились в составе пяти уездов Санкт-Петербургской (в 1914-1924 - Петроградской, в
1924-1927 - Ленинградской) губернии: Санкт-Петербургского (Петроградского, Ленинградского), Петергофского, Царскосельского,
(Детскосельского), Шлиссельбургского и Ямбургского.
В 1927 году Ленинградская губерния была преобразована в Ленинградскую область. Следует отметить, что границы перечисленных
территориальных образований не всегда совпадали друг с другом и значительно менялись с течением времени. В настоящее время на территории
Ингерманландии располагаются Санкт-Петербург и следующие районы Ленинградской области: Волосовский, Всеволожский, Гатчинский,
Кингисеппский, Ломоносовский, Тосненский, а также западная часть Кировского района до реки Лава.
Используемое в научной литературе деление Ингерманландии:
 Северная — вся территория Ингерманландии к северу от реки Нева (фин. Pohjos-Inkeri),
 Восточная — два лютеранских прихода к востоку от реки Тосна: Ярвисаари и Марккова (фин. Itä-Inkeri)
 Центральная — территория к югу от реки Нева и к западу от реки Тосна до города Волосово (фин. Keski-Inkeri)
 Западная — территория к западу от города Волосово (фин. Länsi-Inkeri)
 Эстонская — территория вдоль правого берега реки Нарва с Ивангородом (фин. Viron Inkeri)
Границы Ингерманландии менялись в течение столетий, ныне территория исторической области Ингерманландия определяется исходя
из границ существовавших в тридцатых годах ХХ века финских лютеранских приходов Церкви Ингрии.
border=0
Карта приходов Церкви Ингрии: 1930-е годы (по материалам Википедии)
Площадь Ингерманландии составляет примерно 15 тыс. км.
Существует несколько версий происхождения названия:
Ингрия:
 одна из них — от финского inkeri maa («прекрасная земля»), давшего название реке Ижора (Inkeri, Ingeri).
 Вторая— версия, высказанная В. Н. Татищевым, поддержанная и развитая А. М. Шёгреном, - от имени шведской принцессы,
жены Ярослава Мудрого Ингигерды .
 третья версия — предложенная тем же В. Н. Татищевым на основании Иоакимовской летописи, которая связывает название с
личным именем сына Рюрика, князя Игоря (Ингоря, Ингвара).
Ижора, Ижорская земля:
 Согласно этимологическому словарю М. Р. Фасмера, Ижора, это река к югу от Финского залива, а Ижорская земля —
местность по этой реке. Наиболее аргументированной по его мнению представляется точка зрения Шёгрена, что это название восходит к имени
супруги Ярослава Мудрого — Ингигерд.
 по мнению историка А. М. Шарымова, из Иоакимовской летописи следует, что топоним Ижора (Ижара) существовал и до
Ингигерд Шведской, и до Игоря Рюриковича («егда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено») и происходит от
карельского «инкери маа», что означает «прекрасная земля».
 по мнению лингвиста Юлиуса Мягисте топоним Ижора восходит к финскому inkeri, первоначально — «извилистая река».
Ингерманландия:
 русское название, взятое Петром I для обозначения вновь обретённых земель, происходит от шведского —
Ingermanland.
 есть версия, что в топониме Ingermanland слово «земля» встречается 2 раза: к финскому maa добавлено шведское
land, также обозначающее «земля».
 по другой версии, элемент «ман» происходит не от финского maa, а от германского man — «человек»
В современной России
Ингерманландия сегодня — это «район расселения прибалтийско - финских народов на территории современной
Ленинградской области». За период с 1991 года о ней было написано множество научных работ в области истории, лингвистики,
фольклористики, религиоведения. Ингерманландскому вопросу были посвящены несколько тысяч газетных публикаций. Она стала
упоминаться в текстах официальных документов. В настоящее время в Ленинградской области заканчивается создание нового
Государственного природного заповедника федерального значения, его официальное название —Ингерманландский.
В современных российских СМИ топоним Ингерманландия чаще всего означает историческую территорию, названную так
в XVII веке и являвшуюся в начале XVIII века административной единицей. В основном она определяется как историческое место
жительства или историческая родина ингерманландцев.
Юханнус – один из главных праздников ингерманландских финнов, карелов, вепсов, а также других финно-угорских
народов. В России его аналог – Иванов день.
Празднование Юханнуса восходит к временам древних религий. Изначально он считался праздником света и плодородия.
Люди поклонялись Солнцу и Земле, совершали ритуалы, чтобы обеспечить хороший урожай, здоровье и благополучие.
Как церковный праздник Юханнус отмечается финнами с V века, в память об Иоанне (по старо-фински Юханнус)
Крестителе. Издавна в этот день спускали на воду «отдохнувшие» за зиму суда и начинали купальный сезон «крещением» в еще
очень холодной финской воде.
С 1954 года праздник отмечается в субботу между 20 и 26 июня. Пятница накануне – выходной день.Готовясь к празднику,
принято украшать помещения, лодки, сауны ветками березы, жечь березовые костры, ходить в сауну с березовым веником и,
конечно же, гадать. Так же существует шведская традиция устанавливать «дерево обещаний» – финны стараются не рубить
березовый ствол, а украшать крестом из разноцветных ленточек растущее дерево.
Сам праздник не отличается разнообразием мероприятий. Так в Финляндии, вечером под открытым небом проводят
традиционный праздник Костра: горожане собираются возле воды, по традиции они должны сообща поднять большой крест,
сложенный из березовых ветвей и украшенный красными ленточками, и закрепить его на березе, объявив тем самым открытие
праздника. Затем совместно зажечь Коко - костер, сложенный конусом из веток березы.
Большинство финнов предпочитают проводить Юханнус с семьей за городом, на природе, на дачах. Днем – традиционный
гриль, пиво, сауна, рыбалка. Вечером – костер и лодочные прогулки. Те, кто остаются в городе вечером, гуляют по набережной,
смотрят концерты на центральных площадях, с удовольствием проводят время в кафе на открытом воздухе, танцуют на специально
огороженных площадках, вечером стягиваясь к берегу, где горят большие городские костры. В финской столице ближе к полуночи
в каждом прибрежном районе бывает свой скромный фейерверк, трогательно сопровождающийся красивой музыкой.

В Петербурге эта традиция была возрождена в 1989 году. С тех пор каждый год Юханнус проводится в день летнего солнцестояния
на территории Ленинградской области в местах наиболее компактного проживания ингерманландских финнов - в Скворицах,
Тайцах, Токсово, Сестрорецк. Он отмечается в субботу, выпадающую между 20 и 26 июня, перед началом сезона полевых работ.
Праздник наполнен огнями, музыкой, песнями, плясками и традиционными хороводами, проводятся оригинальные спортивные
состязания, такие, как кидание сапога (рюхи), детские игры и конкурсы.
Кульминацией вечера является зажжение Укко-кокко - большого костра, окруженного множеством мелких костров. По
преданию, вся лесная «нечисть» в эту ночь выползает из своих укрытий, и только огнем и громкими звуками можно отпугнуть ее.
Народ собирается вокруг главного костра в нарядных одеждах: все танцуют, поют народные песни, водят хороводы.
Особенностью петербургского Юханнуса является участие в нем не только ингерманландцев, но и представителей других
этносов – ижоры, води, латышей, литовцев, эстонцев, поляков Петербурга, которые привносят свой неповторимый национальный
колорит в общий празд
ник. В гости к петербуржцам на празднование Юханнуса ежегодно приезжают и делегации из Финляндии,
Швеции, Эстонии.
border=0
Juhannus 2015, http://inkerinliitto.ru


Новости

Прием граждан МО МО Северный

Каждый четверг Глава Муниципального образования МО МО Северный - член фракции "Единая Россия" Владимир Данилов
проводит личный приём

❗ Приёмы граждан осуществляются по предварительной записи
Четверг...

27 Марта 2024 14:11

3

Шаг к здоровью!

На территории МО МО Северный регулярно проходят мастер- классы по скандинавской ходьбе.

Приглашаем жителей  округа на занятия 2 раза в неделю:
вторник и четверг с 10.00-11.30

Информацию можно получить...

26 Марта 2024 10:24

3

СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (стационар)

предоставляет временное убежище женщинам с несовершеннолетними детьми и беременным женщинам, находящимися в трудной жизненной...

20 Марта 2024 15:06

ВСЕ НОВОСТИ
00:00